ѕолезный сотматологический сайт
полезный стоматологический сайт
¬опросы и ответы

ƒетска€ стоматологи€

’ороший детский стоматолог Ц это хороший психолог

Imageѕомните, как вы в детстве бо€лись зубного врача, помните все эти приспособлени€, похожие на пыточные инструменты, а ожидание боли, которое страшнее самой боли?  онечно, помните, более того, этот страх сидит в вас до сих пор, и когда вы оказываетесь в суперсовременном кресле стоматолога, этот страх, вопреки здравому смыслу, всплывает вновь и вновь, отравл€€ жизнь. ¬ы хотите, чтобы ваши дети испытали такие же непри€тные ощущени€? ≈сли не хотите, то прислушайтесь к нашим советам.

ƒетска€ стоматологи€ сегодн€ — это очень развитое, передовое направление в стоматологии, где на первом месте стоит умение общатьс€ с маленьким пациентом, умение сделать так, чтобы страх перед неизвестным отступил и на первом плане оказалось общение. ѕоэтому в начале разговора мы решили обратитьс€ к специалистам в области детской психологии, с их помощью «загл€нуть» в мир маленького пациента. ѕрактика показывает, что многие приемы работы психотерапевтов — уже на вооружении детских стоматологов.

 акие же это приемы? ¬се они направлены на то, чтобы войти в мир ребенка, понимать его страхи и желани€ и уметь использовать их на пользу лечени€.

«Ќикогда нельз€ пренебрегать самым главным в лечении ребенка: возможностью установить с ним контакт в его собственном мире».

(из книги ƒ. ћиллс, –.  роули)

 нига ƒжойс ћиллс, –ичарда  роули «“ерапевтические метафоры дл€ детей и «внутреннего ребенка» может быть достойной внимани€ любого профессионала, имеющего дело с детьми, и любого вдумчивого родител€. » можно легко представить себе детского стоматолога, который грамотно строит «болеутол€ющие» и «страхоизгон€ющие» метафоры, которые авторы используют как основную опору в своем лечении.

«ћарк переходил от одной игрушки к другой, а € шла, пригнувшись, р€дом, стара€сь увидеть комнату его глазами, а не взгл€дом умудренного врача. я повтор€ла за ним слова, чтобы ощутить то же самое, что почувствовала бы €, будь мне четыре годика и окажись € в кабинете такого же доктора.» (из книги ƒ.ћиллс, –. роули)

јвторы книги считают, что воображение — это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого он учитс€ понимать окружающий мир, наполн€ть его смыслом. Ќапример, найденна€ на чердаке пуста€ коробка может превратитьс€ в крепость, замок, корабль; солонка на обеденном столе становитс€ гоночной машиной, баллистической ракетой или подводной лодкой. Ётот вид «детской метафоры» вносит важню лепту в непрерывный процесс познани€ мира ребенком, в его развитие. ѕоэтому опытные врачи и психотерапевты все больше используют рассказ — притчу, «байку», сказку — в своей работе.

” врачей, которые с любовью и участием относ€тс€ к своим пациентам, во врем€ приема рождаетс€ така€ сказка. ќб одной из них рассказал мне врач детской клиники «„иполлино» јндрей ¬икторович јржаной.

—  онечно, то, что говор€т п€тилетнему ребенку отличаетс€ от того, что сочин€ешь дл€ трехлетнего. Ќо часто в разных вариаци€х дети с интересом реагируют на сказку про черв€ка, которого мы €кобы достаем из зуба специальной ложечкой. ≈сли чуть непри€тные ощущени€ — это черв€к ногами упираетс€, потом его чемодан забираем, лампочкой светим: никого ли не осталось?  леем мажем и дверь на зуб приклеиваем, замочек потом прикрепл€ем, шлифуем. ƒверь не мешает? Ќадо, чтоб дверь не открывалась, а то будет подвал. ¬ер€т. ¬се это на ходу, у одного черв€к, у другого еще что-то. ѕульпа зуба действительно выгл€дит как черв€к. » у мен€ есть пациент, который эту пульпу собирает. «ƒайте мне черв€ка в баночку!», мама наливает в баночку формалин, и они хран€т «черв€ков» дома пр€мо как в  унст-камере. Ётот ребенок 3 года назад очень бо€лс€, теперь он дает делать уколы, удал€ть нервы, все, что угодно. ¬едь мы работаем очень осторожно, непри€тные ощущени€ у ребенка практически отсутствуют, главное победить страх, а еще лучше не дать ему развитьс€.

«“о, что дл€ ребенка наполнено смыслом и может помочь его лечению, иногда кажетс€ мелочью с взрослой колокольни». (из книги ƒ.ћиллс, –. роули)

-“от же подъем вращающегос€ кресла — это страшно дл€ ребенка, он не видел, чтобы кресло вот так поднималось. ќсобенно дети бо€тс€, когда спинка опускаетс€ назад, они думают, что упадут. Ёто дл€ нас, взрослых, врачей — само собой разумеющеес€, а ребенку страшно неведение. ѕоэтому все действи€ об€зательно должны врачом комментироватьс€. Ќапример, не просто молча в лотке что-то перебираешь, а об€зательно говоришь: вот сейчас скручу ватку, этой м€гкой палочкой почищу, помажу тебе здесь.

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈ — Ќ≈ —јћќ≈ √Ћј¬Ќќ≈

¬ 17 и 18 веках, когда не было вращающихс€ инструментов, использовали ручные боры, которыми обрабатывали зуб и крутили его руками, как веретено. ѕреимущество в том, что при медленном вращении руками — это абсолютно безболезненна€ процедура, не требующа€ обезболивани€. –азумеетс€, масштаб лечени€ был другой, и скорость работы соответствующа€. ¬месте с тем это все очень применимо дл€ детского приема. ƒетский дентин м€гкий, легко обрабатываетс€, и ручным бором можно обработать полость ребенка за 2-3 минуты без боли, без пугающего жужжани€. ¬ очередной раз убеждаемс€, что все новое — хорошо забытое старое. —ейчас выпускаютс€ такие боры, а также специальный ручной инструмент, используемый дл€ метода «щад€щего препарировани€».

— Ќа самом деле в детской стоматологии «навороченное» оборудование не самое главное, набор технических средств самый стандартный, и он не должен быть большим -продолжает рассказ јндрей ¬икторович -”пор на руки врача и на голову, так что не оборудование, а голову врача надо смотреть. ѕриходить и спрашивать «какие у вас технические средства?» не стоит. Ћучше посидеть в клинике и посмотреть, какие дети не ¬’ќƒя“, а ¬џ’ќƒя“ после лечени€. ≈сли выбегают довольные малыши, забывшие, что они пришли лечитьс€, и бегут сразу к попуга€м, черепахам — значит, все в пор€дке...

«Ћечить нам было нечего, но рты открыли оба, врач очень при€тное впечатление произвела, старалась ребенка к себе расположить сначала, и с притопами, и с прихлопами, и потрогать чего-то им дала... “ак что если что, мы туда пойдем...» (из разговора родителей)

ЅќЋ» ЅќЋ№Ў≈ Ќ≈“!

≈сли необходимо сделать обезболивание, то тут приемы немного отличаютс€ от работы со взрослыми, и можно не бо€тьс€, что ребенку сделают больно. Ќа начальном этапе всегда примен€етс€ анестезирующий гель. ѕричем он при€тный с фруктовым вкусом (клубники, вишни), а не с ментолом, поскольку дет€м он не нравитс€.

-»нъекци€ проводитс€ специальным шприцом уменьшенного размера, с очень тоненькими иголочками. ¬се это делает процедуру проведени€ анестезии безболезненной. ќбычно € сгибаю иголочку и говорю: «я тебе полью, только головой не крути, а то краник тоненький, может уколоть». ≈сли сам процесс вкола все-таки заметен: «√оворю же, не шевели головой, а то уколешьс€!» ¬ первую секунду, когда анестетик попал, дальше уже становитс€ нечувствительно. ¬от забавный случай: мама пациентки — врач из нашей клиники, € советую ребенку как обычно: «ћаша, € тебе только полью, не крути головкой!»  огда все закончилось, мама спрашивает: «¬ы что, действительно полили?» я говорю: « оллега! Ќу как же полил? “акого медицина не знает, чтоб просто поливать!» ћама — опытный врач, и то не заметила. јнестетики дл€ детей не должны содержать много адреналина, т.к. ребенку хватает собственного (анестетики без вазоконстрикторов).

«ќни так привыкли работать с детьми и так профессионально обрабатывают „клиентов“, что даже мужа и заинькой, и солнышком врач (автоматически, по-моему) называла...» (из разговора родителей)

 ј »ћ ƒќЋ∆≈Ќ Ѕџ“№ ƒќ “ќ–

 аким предпочтительно должен быть доктор? ¬едь если он пожилой — значит, у него накоплен большой опыт, но возможно присутствует нека€ усталость от профессии. — другой стороны, если молодой — активно воспринимает все новое, но, вместе с тем, психологию ребенка знает не так хорошо.

— ¬ прошлом была не слишком гуманна€ школа стоматологии — отвечает јндрей ¬икторович -Ћет 20 назад редко, в крайних случа€х примен€ли обезболивание дл€ детей. “ак что если говорить о докторе со стажем, то он должен очень хорошо перестроитьс€ под новые тенденции и забыть какие-то приемы, которыми пользовалс€ раньше. ƒоктора уже нынешнего поколени€ сами не помн€т зубодробильных машин и как металлическую пломбу ставили — давили на челюсть так, что приходилось ее рукой поддерживать(собственные детские впечатлени€). ќптимально, если врач средних лет, обучаемый, не ленивый. Ќо главное, родитель должен сначала посмотреть, как врач общаетс€ с ребенком. ≈сли он добрый, умеет говорить с ребенком на его €зыке, стремитс€ сделать посещение стоматологического кабинета интересным, то ваше чадо в надежных руках.

«ƒетска€ стоматологи€ — это психотерапи€ „новой волны“, котора€ включает и нейро-лингвистическое программирование» (из книги ƒ.ћиллс, –. роули)

ѕјћя“ ј –ќƒ»“≈Ћяћ

—амое правильное: не нужно обманывать ребенка. „асто родители пытаютс€ провести подготовительный этап так: «ѕойдем птичек посмотрим, черепашек погладим, а потом домой пойдем!» ј на самом деле после минуты черепашек его на полчаса засаживают в кресло с далеко не самыми при€тными процедурами. Ќадо готовить ребенка таким образом, чтобы он пон€л, что именно будет интересно доктору, чтоб он его пустил в рот. ¬се-таки это довольно интимна€ часть. Ќужно заинтересовать ребенка именно тем, что будет на самом деле. —тоит сказать, что там доктор будет загл€дывать в ротик, посмотрит не ушки, не нос, а именно зубы, €зычок, щечки. ћожет даже прорепетировать это, т.е. все-таки говорить правду. ’орошо рассказать это в форме игры или сказки. √лавное, это не должна быть страшна€ сказка.

¬рачу, чтобы первый визит к нему не был дл€ малыша последним, лучше провести какие-то щад€щие процедуры дл€ начала: почистить, посчитать, посмотреть. ѕоэтому, дорогие родители, приводите ребенка на прием не тогда, когда срочно необходимо серьезное вмешательство, а тогда, когда еще все в пор€дке, ведь правило — профилактика лучше лечени€, касаетс€ и детских зубов.

¬ажно хорошо спланировать первый поход с ребенком к стоматологу. ¬едь первое впечатление запоминаетс€ навсегда и его очень трудно изменить. ƒоговоритесь с клиникой о посещении так, чтобы в это врем€ не было очереди. —идение в компании напуганных сверстников плохо скажетс€ на психологическом состо€нии ребенка и может все испортить. ≈сли ждать все же придетс€, то обратите внимание на интерьер детской клиники. «десь должно быть много интересного дл€ ребенка и возможности дл€ игр. ¬ообще стоит загл€нуть в выбранную клинику заранее, посмотреть, что к чему.

—амое неправильное: родители, использу€, возможно, свой негативный опыт, говор€т ребенку: «ѕотерпи!» Ёто ужасно, потому что если тебе говор€т: «ѕотерпи!», значит — будет, что терпеть. » ребенок начинает пугатьс€ любого движени€, начинает ждать, чего же он должен терпеть? ≈сли не ждать боль — ее и не будет. Ѕыли случаи, когда ребенок, всецело довер€вший доктору, открывшийс€ ему, даже не замечал какую-то незначительно болезненную манипул€цию, потому что никто не акцентировал — «ѕотерпи!» ¬се выше сказанное касаетс€ и фразы «Ќе бойс€!»

—амое главное: чтобы визит к врачу проходил хорошо, родители должны перестать бо€тьс€ сами. ƒл€ многих по воспоминани€м это очень т€желый шаг. ¬ажно перестроить отношение именно родителей, т.к. ребенок рождаетс€ без генетического страха к стоматологии, он просто слышит разговор, видит состо€ние своих близких, чувствует его. ј если они не будут так тревожитьс€, то малыш будет ходить к стоматологу, как в театр. Ѕлаго в хорошей специализированной клинике дл€ этого есть все предпосылки.

¬се материалы, опубликованные на сайте €вл€ютс€ собственностью редакции, перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по част€м допускаетс€ только с об€зательной ссылкой «предоставлено сайтом www.zubnoydoktor.ru»

«арегистрировано ћинистерством –‘ по делам печати, телерадиовещани€ и средств массовых коммуникаций. —видетельство о регистрации —ћ» ѕ» є 77-16449

© ««убной доктор» 2007-2015
© »здательство корпоративной прессы «ћедиаЋайн»
Rambler's Top100