ѕолезный сотматологический сайт
полезный стоматологический сайт

ћедицине надо учитьс€ в  азани, считает ректор  √ћ”

Imageќстались позади все треволнени€, св€занные с приемом в вузы, началс€ новый учебный год. ќ том, с какими достижени€ми и планами вступает в него  азанский государственный медицинский университет, нашим читател€м рассказывает его ректор профессор јлексей —ќ«»Ќќ¬.

»з досье «¬иƒ». јлексей —таниславович —озинов, профессор, доктор медицинских наук. ќн — выпускник  √ћ” по специальности «лечебное дело». –аботал врачом “етюшской центральной районной больницы, директором филиала  √ћ» в Ќабережных „елнах, проректором по учебной работе  √ћ”, заведующим кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины. ¬ 2008 году избран ректором  азанского государственного медицинского университета. ѕредседатель этического комитета, возглавл€ет форум этических комитетов стран —Ќ√.

— јлексей —таниславович, как вы оцениваете результаты приемной кампании?

— Ќа этот раз ей были присущи две особенности: во-первых, прием в вузы впервые проводили на основе ≈√Ё, во-вторых, в этом году мы достигли дна демографической «€мы», в которой и останемс€ еще три-четыре года.  роме того, ситуацию усугубил кризис, хот€ и в такие непростые времена в стране продолжаетс€ реформаци€ высшего образовани€.

¬ целом результатами приема мы довольны и € не стану драматизировать ситуацию с ≈√Ё.

 

Ќа мой взгл€д, это неправильно, ведь ≈√Ё — это всего лишь инструмент, имеющий свои «плюсы» и «минусы».   несомненным «плюсам» € бы отнес технологичность, существенное увеличение свободы гражданина, поскольку один и тот же абитуриент получил право подавать за€влени€ в несколько вузов. ’одит даже байка про девушку, котора€ заказала 600 фотографий, разослав их в 100 вузов. ћожет, это и преувеличение, но весьма характерное.

  минусам относ€тс€ избыточное число оснований дл€ льгот и нарушени€ при проведении ≈√Ё. Ётот инструмент должен использоватьс€ честно, тогда мы получим демократичный и прозрачный отбор лучших из лучших.

— —колько в этом году первокурсников?

— ¬  √ћ” зачислено 626 человек.  онкурс был дл€ нашего вуза высокий: 9 претендентов подавали за€влени€ на стоматологический факультет, 8 — на фармацевтический, 7 — на лечебный. ќсобенно мен€ порадовало, что в среднем наши абитуриенты подавали 1,6 за€влени€, то есть далеко не каждый пытал счасть€ даже по двум специальност€м. Ёто значит, что к нам поступал, что называетс€, «наш абитуриент», который сознательно выбрал именно медицину.

«а счет ≈√Ё мы значительно расширили свою «географию». 626 первокурсников представл€ют 17 российских регионов — п€тую часть –оссии.  роме того, к нам уже прибыли 26 студентов из-за рубежа, из 14 стран мира: јзербайджана, јфганистана, “уркменистана, “аджикистана, √реции, Ќигерии, —удана, –еспублики „ад, —ирии. Ѕуквально на дн€х прибудут студенты, которые станут учитьс€ на английском €зыке. ќбучение на английском, столь привлекательное дл€ бездонного рынка ёго-¬осточной јзии, у нас организовано с первого курса до последнего. Ќа первый курс прин€то 75 студентов из других стран, более 10 процентов всего набора. “акой показатель радует, ведь высшим учебным заведением мирового уровн€ считаетс€ то, где учатс€ не менее 10 процентов иностранных студентов. ¬ лучших вузах —Ўј, ≈вропы их насчитываетс€ до 20—25 процентов. ¬ российских же вузах — в среднем 1—1,5 процента.

— ј сколько всего у вас учитс€ студентов из-за рубежа?

— ¬  √ћ” обучаютс€ 350 иностранцев из 30 стран.  онечно, обучение их сопр€жено со многими сложност€ми и не всегда рентабельно дл€ медуниверситета, ведь иностранного студента надо непременно обеспечить общежитием, медобслуживанием, провести вакцинацию, контролировать визовый режим. ¬озникают и нестыковки, св€занные с культурными особенност€ми, непривычными традици€ми. Ќо нам при€тно констатировать тот факт, что за 10 лет, в течение которых мы работаем с иностранными студентами, ни разу не возникало межнациональных конфликтов ни в стенах университета, ни за его пределами. ¬ этом отношении  азань — город уникальный, с хорошими, добрыми традици€ми межнационального общени€.

ѕричем мы не сторонники создани€ в нашем университете национальных общин или других организаций с этнической направленностью.  онечно, проще всего было бы учить их отдельно, поселить всех вместе, но мы на это не идем. ” нас в одной группе учатс€ и росси€не, и иностранцы, и бюджетники, и те, кто обучаютс€ на коммерческой основе, а также целевики с —еверного  авказа,  алмыкии, ћарий Ёл. ƒл€ преподавател€ не должно быть разницы, кто перед ним, — его задача выполн€ть √осстандарт по качественной подготовке врача. «а последние 10 лет в 30 стран мира вернулось около 1000 выпускников  √ћ”, они представл€ют там казанскую медицинскую школу и представл€ют достойно: стали врачами, выдержали экзамены в своих странах.

— ќ  √ћ” ход€т слухи, что вуз — насквозь блатной и платный…

— Ёто миф, не имеющий под собой оснований. »з 626 студентов 470 — бюджетники. “ех, кто учитс€ на коммерческой основе, — не более 20 процентов. ƒл€ сравнени€: в вузах –“ в среднем дол€ «платных» студентов — около 60 процентов.  √ћ” как раз один из самых бюджетных вузов.

  нам действительно многие стрем€тс€ попасть, ведь врачи и провизоры сегодн€ вход€т в п€терку наиболее востребованных специальностей. ¬о вс€ком случае, биржа труда нашим выпускникам не грозит. ћы сохранили процедуру распределени€ — персональное трудоустройство, как это теперь называют. ј в этом году 53 процента первокурсников-бюджетников поступили по целевому набору, то есть они с первого курса знают, где будут работать после выпуска.

¬ современной кризисной ситуации особое значение приобретает качество подготовки врача широкого профил€. ¬едь оптимизаци€, в том числе и в здравоохранении, предполагает сокращение численности работающих в отрасли. Ёто значит, что те, кто остаетс€, должны работать за себ€ и «за того парн€». ј дл€ этого нужна особа€, высока€ квалификаци€.

 стати, существует предубеждение, что российские медики не могут работать в других странах, пока не сдадут там экзамены, из-за слабой подготовки. —давать экзамены им действительно приходитс€ — так же, как и любому иностранному специалисту, приехавшему в чужую страну. “очно так же сдают экзамены и врачи из —Ўј, из јнглии, из ‘ранции… ƒело не в том, что недоверие вызывает квалификаци€, просто существует нестыковка систем здравоохранени€ разных стран. Ќазыватьс€ это может по-разному: сертификаци€, привилегии, экзамены, но суть одна — минимизаци€ нестыковок.

“ак что говорить о слабой подготовке российских медиков не следует. ћожет быть, мы что-то и потер€ли за последние пару дес€тилетий, когда во всем мире бурно развивались и внедр€лись новейшие технологии, но думаю, что наше государство успешно справитс€ и с этими проблемами.

ѕрезидент –“ ћинтимер Ўаймиев во врем€ праздновани€ ƒн€ республики подчеркнул: “атарстан должен создать такую систему образовани€, котора€ сделает жителей республики конкурентоспособными, а татарстанское здравоохранение должно аккумулировать все, что есть в мире передового, технологичного. ƒл€ нас из сказанного ѕрезидентом вывод такой: мы должны готовить студентов так, чтобы они быстро осваивали новые технологии и, став докторами, оказывали качественную медицинскую помощь нашим гражданам, продвигали казанскую медицинскую школу на мировом рынке.

„то дл€ этого делаетс€?  афедры  √ћ” работают на базе ведущих клиник –“, ведь только там возможно обучение и приобретение лечебных навыков. —туденты дежур€т, осматривают больных, разрабатывают вместе с врачами план лечени€.

—  акой клинической базой располагает  √ћ”?

— ¬идите ли, клиника — это лечебное учреждение, где органично соединены обучение, наука и лечение. ‘ормально клиникой может называтьс€ только то учреждение, где есть кафедры медвуза. ” нас 42 такие базы в  азани. ќсновные — это ћ ƒ÷, – Ѕ, ƒ– Ѕ. —обственна€ клиника у  √ћ” одна — стоматологическа€. » это плохо, такие учреждени€ нашему вузу нужны. ѕочему? ≈сли университет фактически управл€ет лечебным учреждением, обучение наиболее эффективно встраиваетс€ в диагностический и лечебный процессы. ћежду ними в этом случае не возникает противоречий.  роме того, новейшее оборудование главврачи, как правило, берегут, ограничива€ возможности студентов овладевать высокими технологи€ми. ј в университетской клинике то, что ученые разработали, сразу же внедр€етс€, естественно, студент стремитс€ соответствовать этой высокой планке.

ћуниципальные и республиканские власти согласны передать нам часть лечебных учреждений, но к этому не готов федеральный центр (а ведь мы федеральный университет), поскольку это сопр€жено с финансированием. “ем более что кризис на дворе…» все-таки чрезвычайно важно — создать сеть университетских клиник, это через несколько лет даст большую отдачу.

—  аким образом будущие медики осваивают новые технологии?

— ћы первыми в –оссии пошли по пути, который широко практикуетс€ в мире: создали центр практических умений. Ёто подразделение, где собраны самые современные медицинские технологии, совершенное оборудование, множество тренажеров и мул€жей. ¬ центре работают и «стандартизованные пациенты» — попросту говор€ актеры, которые играют больных. Ѕлагодар€ этому студент учитс€ общатьс€ с больным не в реальной ситуации, а заранее. ¬от уже три-четыре года, как наши студенты сдают зачеты не после, а перед практикой. ќни предварительно все осваивают на тренажерах. ¬скоре наш центр получит европейский сертификат. ћы планируем вступить в јссоциацию североамериканских вузов, которые используют такую же методику. Ќадеемс€, что со временем на нашей базе будет организован обучающий центр дл€ преподавателей медицинских вузов с использованием этой методики.

ћы благодарны √”ѕ «“аттехмедфарм», который к началу учебного года сделал нашему центру роскошный подарок — передвижную операционную. ¬месте с тем мы будем формировать собственную карету «скорой помощи».

¬озвраща€сь к проблеме качества: на мой взгл€д, человек, который ориентирован на работу в –‘ и хочет получить специальность врача, должен учитьс€ в –оссии, и € бы уточнил — в  азани.

— —туденты-медики выезжают на зарубежные стажировки?

— јссоциаци€ студентов  √ћ” — пр€мой член ¬семирной ассоциации студентов-медиков. Ёто дает возможность получать хорошие стажировки дл€ наших студентов. ќни проход€т их в различных зарубежных клиниках: во ‘ранции, √ермании, »талии, даже в Ѕразилии и ћексике.   нам также приезжают на практику из зарубежных вузов. ѕрактиканты цен€т «рукоделие» российской медицины.   примеру, в —Ўј во врем€ учебы студенты знаком€тс€ с теорией, а практические навыки получают в течение нескольких лет стажировок. –оссийска€ школа построена на практической работе уже во врем€ учебы. ¬ 2010 году 73 студента  √ћ” поедут на зарубежные стажировки, на остальные российские вузы пришлось 112 мест.

—  акие новые специальности по€в€тс€ в вузе?

— —ейчас мы участвуем в конкурсе по реализации президентской программы подготовки специалистов. — радостью узнали, что наша за€вка была поддержана. ћы намерены вместе с ¬ысшей школой экономики готовить специалистов по управлению здравоохранением. Ќаши ученые будут вести курсы, св€занные с медициной, преподаватели ¬ысшей школы экономики — экономические дисциплины. ƒл€ обучени€ будем использовать и телеконференц-св€зь. ”  √ћ” есть дл€ этого три соответствующим образом оборудованные аудитории. “акое сотрудничество двух вузов считаю весьма перспективным: € вообще за то, чтобы каждый занималс€ своим делом.

ƒумаю, что со временем у нас по€в€тс€ и другие новые специальности — к примеру, медицинска€ биофизика и медицинска€ биохими€, ведь у нас созданы единственный в –оссии университетский банк стволовых клеток и на его базе программа подготовки специалистов в области клеточной медицины

«¬рем€ и ƒеньги»

¬се материалы, опубликованные на сайте €вл€ютс€ собственностью редакции, перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по част€м допускаетс€ только с об€зательной ссылкой «предоставлено сайтом www.zubnoydoktor.ru»

«арегистрировано ћинистерством –‘ по делам печати, телерадиовещани€ и средств массовых коммуникаций. —видетельство о регистрации —ћ» ѕ» є 77-16449

© ««убной доктор» 2007-2015
© »здательство корпоративной прессы «ћедиаЋайн»
Rambler's Top100